Абзалова Р.А., Хожамкул Р.А.
Абзалова Р.А., Хожамкул Р.А.. Лидерская и социальная роль специалиста сестринского дела в мультидисциплинарной команде пмсп по повышению качества медицинской помощи в целях повышения благосостояния в рамках проекта миомос (механизм информирования общественного мониторинга обратной связи). Ǵylym aliansy. 2024;1(2):88-95.
Сестринское дело в Казахстане претерпевает значительные изменения в Центрах Лучшей Практики первичной медико-санитарной помощи (ПМСП). Эти изменения направлены на улучшение предоставления услуг первичной медико- санитарной помощи и улучшение результатов лечения пациентов, что ведет к достижению цели "Здоровье для всех".
Цель. Целью данного исследования является анализ текущей практики медсестер ПМСП в Казахстане и их роли в оказании целостной комплексной медицинской и профилактической помощи, а также их участия в расширении прав и возможностей населения.
Методы. Мы использовали метод перекрестного наблюдения для сбора данных от 20 специалистов сестринского дела команд ПМСП в городской поликлинике №5 и 24 специалистов сестринского дела ПМСП команд в городской поликлинике №2 г. Тараза, используя опрос о фактическом объеме работы и шкале расширения прав и возможностей сотрудников.
Результаты. Роль медсестер ПМСП в координации медицинской помощи и коммуникации жизненно важна, хотя в совместном планировании медицинской помощи есть возможности для совершенствования. Обучение пациентов и консультирование являются неотъемлемыми компонентами практики, и специалисты сестринского дела Центров Лучшей Практики (ЦЛП) ПМСП активно осуществляют их, но есть нужда в расширении консультации по вопросам психического здоровья. Кроме того, для расширения влияния специалистов сестринского дела ПМСП есть возможность применения лидерских навыков через охват пациентов непосредственно в их сообществах. В этом может помочь проект МИОМОС, результаты исследования показали, что проект оказал заметное влияние на расширение прав и возможностей медсестер и развитие лидерских качеств среди медсестер ПМСП, способствуя позитивным изменениям в учреждениях первичной медико-санитарной помощи.
Выводы. В заключении это исследование дает ценную информацию о различных аспектахсестринской практики в ПМСП, выявляя сильные стороны ивозможности для совершенствования. Кроме того, в нем подчеркивается важность укрепления командной работы, усиления координации медицинской помощи, расширения инициатив по обучению пациентов, расширения возможностей медсестер для самостоятельной практики и использования проектов по повышению качества, таких как МИОМОС, для улучшения предоставления высококачественных услуг первичной медико-санитарной помощи.
Ключевые слова: сестринское дело в сфере первичной медико-санитарной помощи, расширение прав и возможностей, лидерство, человекоцентричная модель ухода, сфера деятельности медсестры
Первичная медико-санитарная помощь (ПМСП) играет решающую роль в улучшении показателей здоровья населения и снижении затрат на здравоохранение [1]. Укрепление и трансформация первичной медико-санитарной помощи рассматриваются как основной путь к «Здоровью для всех» и достижению всеобщего охвата услугами здравоохранения [2, 3].
В Алма-Атинской Декларации здоровье признано одним из основных прав человека, а в Астанинской декларации, развивающей эту концепцию, содержится призыв к преобразованию Первичной медико-санитарной помощи в инструмент, который является основной движущей силой создания более здорового и справедливого общества [4]. Преобразование первичной медико-санитарной помощи предполагает пересмотр сферы деятельности специалистов ПМСП [5].
После принятия Астанинской Декларации и включения обязательств по развитию ПМСП в национальную политику Казахстан предпринял серьезные усилия по преобразованию ПМСП и трансформации политик по персоналу ПМСП. С 2015 года Казахстан реализует различные инициативы, направленные на устранение основных социальных детерминант здоровья и повышение общего качества услуг первичной медико-санитарной помощи. Эти инициативы включают интеграцию служб охраны психического здоровья, включение социальной поддержки, увеличение финансирования первичной медико-санитарной помощи и изменение учебных программ университетов с целью включения новых подходов. Чтобы понять влияние этих инициатив и разработать рабочие процедуры для новых команд ПМСП, в Казахстане была запущена программа Центров Лучшей практики первичной медико-санитарной помощи [6]. Цель этой программы – расширить и понять практику ПМСП и возможности специалистов ПМСП по совершенствованию практики, улучшению качества услуг и внедрение «человекоориентированного» подхода. Программа Центров Лучшей Практики (ЦЛП) ПМСП включает в себя различные инициативы и пилотные проекты, направленные на общее улучшение здоровья населения, наращивание потенциала ПМСП и трансформацию повестки дня от подхода, основанного на заболеваниях, к целостному, «человекоориентированному» подходу [7].
Специалисты сестринского дела являются основным компонентом команды ПМСП и играют решающую роль в оказании комплексной медицинской помощи отдельным лицам и сообществам [8]. Новая казахстанская модель ПМСП разработана таким образом, чтобы делегировать услуги по укреплению здоровья, профилактике заболеваний и ведению хронических заболеваний специалистам сестринского дела. Данный подход был вдохновлен финской моделью оказания ПМСП. Делегирование лидерских ролей в ПМСП специалистам сестринского дела являются основной практики новой ПМСП команды.
Программа ЦЛП ПМСП включает в себя процесс расширения возможностей сообщества посредством проекта под названием МИОМОС (M – механизм, И – информирования, O – общественного, M – мониторинга, O – обратной, С – связи).
Нынешняя казахстанская модель ПМСП начала формироваться с 2010 года, а после внедрения системы обязательного медицинского страхования продолжает развиваться, что создало пробел и потребность в исследовании сферы применения ПМСП и понимании процессов ПМСП. Мы проанализировали текущую практику специалистов сестринского дела ПМСП в Казахстане, их роль в оказании целостной комплексной помощи, их участие в расширении прав и возможностей населения, а также лидерские практики специалистов сестринского дела ПМСП.
Мы использовали метод поперечного исследования с выборкой образцов в виде снежного кома, использовали метод перекрестного наблюдения для сбора данных от 20 специалистов сестринского дела команд ПМСП в городской поликлинике №5 и 24 специалистов сестринского дела ПМСП команд в городской поликлинике №2 г. Тараз, используя опрос о фактическом объеме работы и шкале расширения прав и возможностей сотрудников.
Для нашего анализа мы выбрали 2 ЦЛП, которые были частью программы ЦЛП ПМСП в Казахстане. 2 ЦЛП в городе Тараз: городские поликлиники №2 и №5. Городская поликлиника №2 присоединилась к программе ЦЛП 1 год назад, а городская поликлиника №5 участвовала в программе ЦЛП в течение 3 лет. Участники были отобраны на основе их вовлеченности в программу и желания участвовать в исследовании. Используя метод «снежного кома», мы разослали ссылку на онлайн-опрос бригадам ПМСП городских поликлиник №2 и №5. В городской поликлинике №2 работают 42 команды ПМСП, а в городской поликлинике №5 – 41 команды ПМСП. Мы попросили медсестер из каждой бригады ПМСП ответить на вопросы опроса. Собрали данные в общей сложности от 20 специалистов сестринского дела команд ПМСП городской поликлиники №5 (процент ответов – 47,6%) и 24 специалиста сестринского дела команд ПМСП городской поликлиники №2 (процент ответов – 58,5%).
Для оценки лидерской и социальных ролей медсестер ПМСП мы использовали рамочную программу ВОЗ EFFA IHSD, инструмент мониторинга, разработанный Европейским центром ВОЗ по ПМСП, и инструмент «Реальный объем сестринской практики» [9, 10]. Мы также включили вопросы об участии медсестер ПМСП в проекте МИОМОС и расширении прав и возможностей сотрудников[11].
Опрос состоял из 10 частей: (1) вопросы об образовании и личной информации, (2) обязанности и рабочая нагрузка, (3) организация рабочего места, (4) сфера деятельности по укреплению здоровья, процедурные обязанности, (5) самостоятельная практика, (6) использование средств коммуникации, (7) повседневная практика, (8) MИОМОС и проекты по повышению качества, (9) расширение прав и возможностей сотрудников и (10) предложения по изменению сферы практики.
Данные, собранные в ходе опроса, были проанализированы с использованием описательной статистики для изучения сферы деятельности медицинских сестер ПМСП в Казахстане и их участия в инициативах по расширению прав и возможностей сообщества. Расширение прав и возможностей сотрудников оценивалось с помощью индекса расширения прав и возможностей сотрудников путем вычисления баллов, полученных в ответах на пять утверждений.
Этическая экспертиза: данное исследование было проведено в рамках программы повышения качества медицинских услуг в Центрах Лучшей Практики ПМСП, которая не требует одобрения этического комитета.
Анализ показал, что 20,9% специалистов сестринского дела ПМСП в ЦЛП сообщили о наличии диплома о высшем образовании, а 79,1% прошли профессиональную подготовку в медицинских колледжах. Средняя продолжительность профессионального обучения составляет более 4 лет или 51,4 месяца (SD = 24,7 месяца). Все респонденты, участвовавшие в опросе, были женщинами, средний возраст которых составил 36,7 лет (SD
= 11,2 лет). Средний стаж работы медсестрой в ПМСП составил 10,7 лет (SD =7,5 лет). 72% медсестер ПМСП сообщают, что работают на полную ставку, а 28% на 0,5 или 0,75 ставки.
Мы проанализировали данные по 5 направлениям: (1) командная работа, (2) координация медицинской помощи, (3) обучение пациентов и консультации по изменению поведения, (4) независимая практика медсестры и делегирование обязанностей врача, (5) участие в проекте МИОМОС и расширение прав и возможностей.
Командная работа. Чтобы понять масштабы командной работы медсестер ПМСП, мы спросили, обсуждают ли медсестры ПМСП планы ухода за пациентами с членами команды ПМСП, разрабатывают ли они планы ухода вместе с многопрофильной командой и участвуют ли в мероприятиях и встречах многопрофильной команды. 23% медсестер ПМСП сообщили, что разрабатывали планы оказания медицинской помощи совместно с многопрофильной командой, а 25% сообщили, что участвовали во встречах многопрофильной команды. Около 70% медсестер ПМСП сообщили, что они сообщали о планах ухода врачам (70%), социальным работникам (67%) и психологам (74%) (Таблица 1).
Координация медицинской помощи. Чтобы изучить степень координации медицинской помощи в рамках практики медсестер ПМСП, мы проанализировали вопросы, связанные с координацией и распространением планов по уходу для обеспечения непрерывности лечения. 30% медсестер ПМСП сообщили, что они координируют лечение пациента и помогают адаптировать его к потребностям пациентов и их семей. Более того, 30% медсестер ПМСП сообщили, что передают всю информацию, касающуюся пациента, членам бригады по уходу за пациентом. 25% респондентов сообщили о необходимости передачи информации о пациенте внешним организациям и координации работы многопрофильной команды для обеспечения непрерывности лечения пациента. Мы рассматривали триаж пациентов и оценку индивидуального риска для пациентов как координацию медицинской помощи, поскольку медсестры ПМСП обычно участвуют в этой задаче в ЦЛП в качестве лиц, принимающих решения и координируют задачи связанные с триажом и оценкой рисков в команде ПМСП. Результаты показали, что 81,4% медсестер ПМСП участвуют в сортировке пациентов и 72% - в оценке риска (таб. 2).
Таблица 1. Командная работа специалистов сестринского дела ПМСП
|
Часто| Почти всегда | Всегда |
% |
Разработка плана лечения пациента совместно с самим пациентом, его семьей и многопрофильной командой |
10 |
23% |
Всегда активно участвуйте в междисциплинарных командных встречах и мероприятиях. |
11 |
26% |
Коммуникации с врачом по поводу плана лечения |
30 |
70% |
Коммуникации с социальным работником по поводу плана лечения |
29 |
67% |
Коммуникации с психологом по поводу плана лечения |
32 |
74% |
Коммуникации с сообществом |
26 |
60% |
Коммуникации с администрацией |
26 |
60% |
Обучение пациентов и консультации по изменению поведения. Большинство медсестер ПМСП сообщили, что проводят консультации по изменению поведения, чаще всего по контролю веса (78,6%), повышению физической активности (76,2%), увеличению потребления овощей и фруктов, отказу от курения (76,2%) и реже по вопросам психического здоровья (42,8%) и психологической оценки подростков (42,8%). В целом, 79% медсестер ПМСП сообщают, что проводят индивидуальные консультации по изменению поведения (таб. 3).
86% медсестер ПМСП сообщают, что проводят санитарное просвещение в группах, однако только 27,9% респондентов сообщили, что проводят санитарное просвещение во дворах. От 25% до 30% медсестер ПМСП сообщают, что проводят оценку образовательных потребностей пациентов и предоставляемого образования. 30% медсестер ПМСП сообщили, что обучают родственников тяжелобольных пациентов методам ухода и оказания первичной доврачебной помощи. Медсестры ПМСП участвуют в программах по управлению заболеваниями, которые включают обучение само менеджменту, и 67% респондентов сообщили, что проводят обучение самоуправлению (Таблица 3, Таблица 3.1).
Таблица 2. Координация медицинской помощи специалистами сестринского дела ПМСП
|
Часто| Почти всегда| Всегда |
% |
Координируете лечение пациента и помогаете адаптировать его к потребностям пациентов и их семей. |
13 |
30% |
Я передаю всю необходимую информацию специалистам во внешних организациях, чтобы обеспечить непрерывность лечения. |
11 |
26% |
Я координирую работу многопрофильной команды в моей клинике, обеспечивая непрерывность плана лечения. |
11 |
26% |
Я передаю всю информацию, касающуюся пациента, членам команды по уходу за пациентом. |
13 |
30% |
Сортировка пациентов, пришедших без предварительной записи, Сортировка пациентов без предварительной записи |
35 |
81% |
Оценка риска для каждого отдельного пациента |
31 |
72% |
Таблица 3. Обучение пациентов специалистами сестринского дела ПМСП
|
да |
|
Использую современные методы и стратегии обучения в своей работе с пациентами и их семьями, находя индивидуальный подход к каждому, учитывая их потребности, уровень грамотности и т.д. |
12 |
28% |
Я оцениваю образовательные потребности каждого пациента и его семей. |
11 |
26% |
Оцениваю уровень понимания знаний о здоровье пациентами и их семьями. |
13 |
30% |
Я оцениваю и совершенствую информирование пациентов о его/ее состоянии и состоянии здоровья моей организации. |
13 |
30% |
Я обучаю родственников тяжелобольных пациентов методам ухода и оказания первичной доврачебной помощи |
13 |
30% |
Я провожу санитарно-просветительскую работу на своем участке |
12 |
28% |
Индивидуальная консультация пациента по изменению поведения |
34 |
79% |
Индивидуальная консультация пациента по вопросам самоуправления |
29 |
67% |
Обучение пациентов в группах |
37 |
86% |
Независимая практика медсестры и делегирование обязанностей врача
Мы спросили, проводят ли медсестры индивидуальные консультации для пациентов с различными состояниями, если план лечения уже известен, и 77% респондентов сообщили, что проводят индивидуальные консультации для пациентов с артериальной гипертензией, 56,8% сообщили, что проводят консультации для пациентов с ишемической болезнью сердца и 45,5% – для пациентов с сахарным диабетом 2 типа. Специалисты сестринского дела в ПМСП реже всего консультировали пациентов с различными видами рака, туберкулезом и депрессией (Таблица 4 и 4.1).
Таблица 3.1. Консультирование по изменению поведения специалистами сестринского дела ПМСП
|
Да |
% |
Прекращение курения |
30 |
71% |
Увеличение физической активности |
32 |
76% |
Увеличение потребления овощей и фруктов |
32 |
76% |
Уменьшение употребления алкоголя |
28 |
67% |
Контроль веса |
33 |
79% |
Планирование семьи |
28 |
67% |
HEADS психологическая оценка подростков |
18 |
43% |
Консультации по вопросам психического здоровья |
18 |
43% |
Гигиена полости рта у детей |
21 |
50% |
Консультации по вакцинации и лечению после вакцинации |
27 |
64% |
Таблица 4. Независимая консультация специалистов сестринского дела
|
Да |
% |
Независимая консультация медсестры по артериальной гипертензии |
34 |
77% |
Независимая консультация медсестры по ишемической болезни сердца |
25 |
57% |
Независимая консультация медсестры по сахарному диабету 2 типа |
20 |
45% |
Независимая консультация медсестры по астме |
20 |
45% |
Независимая консультация медсестры по поводу хронической обструктивной болезни легких |
21 |
45% |
Независимая консультация медсестры по раку груди |
15 |
34% |
Независимая консультация медсестры по раку шейки матки |
15 |
34% |
Независимая медицинская сестра, консультирующая по поводу колоректального рака |
14 |
32% |
Независимая медицинская сестра- консультант по туберкулезу и латентной туберкулезной инфекции |
14 |
32% |
Независимая консультация медсестры по поводу депрессии |
16 |
36% |
Помощь врачу во время приема |
38 |
88% |
Проект МИОМОС и расширение прав и возможностей
Проект МИОМОС нацелен на расширение прав и возможностей сообщества, в которое также входят специалисты ПМСП. Анализ ответов на вопросы по расширению прав и возможностей специалистов сестринского дела показал 4,57 балла из 6 возможных, верхний уровень.
Таблица 4.1. Делегирование задач
|
Да |
% |
Осмотр глазного дна |
10 |
23% |
Допплерография сосудов стопы |
6 |
14% |
Электрокардиография |
16 |
36% |
Пикфлоуметрия |
7 |
16% |
Пульсоксиметрия |
23 |
52% |
Ультразвуковое исследование |
4 |
9% |
Ректороманоскопия |
4 |
9% |
Спирометрия |
8 |
18% |
Рентгеноскопия |
8 |
18% |
Исследование внутриглазного давления |
12 |
27% |
Определение остроты зрения и слуха |
11 |
25% |
Иммобилизация |
12 |
27% |
Лабораторные исследования, в том числе экспресс |
10 |
23% |
Сбор мокроты для исследования на туберкулез |
15 |
34% |
Сбор биологического материала для лабораторных исследований |
22 |
50% |
Сбор материала для микробиологических исследований |
15 |
34% |
Забор крови для тестирования на ВИЧ и реакцию Вассермана (RW) |
22 |
50% |
Очистительная клизма |
18 |
41% |
Зондирование и промывание желудка |
12 |
27% |
В ходе опроса специалистов сестринского дела ПМСП о деятельности в рамках проекта MИOMOС, 68% медсестер ПМСП ответили, что знакомы с проектом, а 61% сообщили, что участвуют в проектах по повышению качества, которые являются результатом деятельности в рамках проекта MИOMOС. Также стало известно что, 25% медсестер ПМСП являются лидерами проектов по повышению качества.
Результаты этого исследования описывают сферу деятельности медсестер ПМСП в ЦЛП и изменение их роли в новой модели ПМСП [12]. Наше исследование заполнило пробелы в знаниях по нескольким ключевым аспектам сестринской практики в области ПМСП в условиях новой модели ПМСП Казахстана, в частности, на командную работу, координацию ухода, обучение пациентов, самостоятельную практику медсестер и влияние проекта МИОМОС на расширение прав и возможностей медсестер, а также формирование лидерских компетенций у специалистов сестринского дела.
Эффективная командная работа имеет основополагающее значение для оказания комплексной помощи пациентам в ПМСП. Наши результаты показывают, что, хотя значительная часть медсестер ПМСП обсуждают планы оказания медицинской помощи со всеми членами команды, врачами, социальными работниками и психологами, в совместном планировании медицинской помощи есть возможности для совершенствования. Наше исследование показывает, что значительная часть медсестер ПМСП участвует в координации лечения пациентов и передачи информации, касающейся пациентов, в медицинской команде. Более того, результаты исследований показывают, что медсестра ПМСП играет важную роль в координации медицинской помощи и коммуникации внутри и за пределами команды ПМСП, сокращая пробелы в передаче информации и принимая на себя роль лидеров междисциплинарной команды. Одна треть опрошенных специалистов сестринского дела ПМСП ЦЛП указали, что полностью координируют медицинскую помощь и коммуникации внутри междисцилинарных команд, что указывает на развитие лидерских компетенций специалистов, также это указывает потребность в стандартизации и дальнейшего внедрения проекта МИОМОС и проектов по улучшению. Укрепление этого навыка может улучшить координацию медицинской помощи и результаты лечения пациентов [13].
Обучение пациентов и консультирование по вопросам изменений в поведении являются неотъемлемыми компонентами сестринской практики ПМСП [14]. Наши результаты показывают, что медсестры ПМСП активно участвуют в предоставлении индивидуальных консультаций по различным изменениям в поведении, таким как контроль веса, физическая активность и отказ от курения. Однако в сфере образования существуют различия, и меньше консультаций посвящено психическому здоровью и психологическому обследованию подростков. Кроме того, несмотря на то, что широко распространены индивидуальные занятия по санитарному просвещению, медицинское просвещение непосредственно во дворах проводится в ограниченных масштабах, что указывает на потенциальные области для улучшения охвата пациентов непосредственно в их сообществах и укрепление лидерских компетенций специалистов сестринского дела через работу с сообществом [15].
Специалисты сестринского дела ПМСП играют жизненно важную роль в оказании медицинской помощи, включая помощь врачам во время приема, предоставление индивидуальных консультаций пациентам с утвержденными планами лечения, изменение поведения для улучшения индивидуального и популяционного здоровья. Наши результаты свидетельствуют о высоком уровне вовлеченности специалистов сестринского дела в поддержку пациентов с такими заболеваниями, как артериальная гипертензия и сахарный диабет 2 типа. Дальнейшее укрепление потенциала специалистов сестринского дела в области независимой практики и делегирование обязанностей врача могут еще больше оптимизировать уход за пациентами и использование ресурсов в ПМСП [16].
Расширение прав и возможностей сообщества в целом и персонала ПМСП, в частности специалистов сестринского дела, через проект МИОМОС позволило укрепить лидерскую роль специалистов сестринского дела. Управляя проектами по улучшению на своих участках, специалисты сестринского дела смогли применить и улучшить лидерские компетенции. Наше исследование выявило значительный уровень осведомленности и участия специалистов сестринского дела ПМСП в мероприятиях проекта МИОМОС, что указывает на его потенциальное влияние, на расширение прав и возможностей. В целом, результаты исследований показывают, что специалисты сестринского дела ПМСП должны обладать лидерскими качествами, чтобы адаптировать модель ПМСП, ориентированную на людей, и эффективно сотрудничать с другими медицинскими работниками, чтобы оказывать высококачественную медицинскую и профилактическую помощь и способствовать позитивным изменениям в ПМСП [17].
Наше исследование показало, что в казахстанской модели ПМСП специалисты сестринского дела играют важную роль в координации процессов целостной комплексной помощи, а также процессах укрепления популяционного здоровья и изменении поведения населения. Кроме того, исследование показало, что проект МИОМОС связан с расширением прав и возможностей и развитием лидерской роли и компетенций специалистов сестринского дела ПМСП.
В заключение наше исследование дает ценную информацию о различных аспектах сестринской практики в ПМСП, выявляя сильные стороны и возможности для совершенствования.
Автор Абзалова Р.А. внесла существенный вклад в концепцию и дизайн исследования, сбор, анализ и интерпретацию данных; Автор Хожамкул Р.А. участвовала в сборе и анализе данных, подготовила первый вариант статьи. Оба автора совместно переработали статью и сделали интерпретацию данных, и окончательно утвердили присланную в редакцию рукопись.
Выражение благодарности
Авторы выражают благодарность Тойшибековой Ж.П. и Сарсеновой Д.А.
Авторы подтверждают отсутствие конфликта интересов.
Максудова М.Х. – https://orcid.org/0009-0004-5354-7007
Барлыкова Г.Б. – https://orcid.org/0009-0002-1167-5735
Оспанова Д.А. – https://orcid.org/0000-0002-2206-7367
Усебаева Н.Ж. – https://orcid.org/0009-0008-7293-7827
Ермуханова Л.С. – https://orcid.org/0000-0002-4073-0070
Достанова Ж.А. – https://orcid.org/0000-0002-2531-7106
Курганбекова М.Б. – https://orcid.org/0000-0002-3739-2365
Дополнительные файлы